Canalblog
Editer l'article Suivre ce blog Administration + Créer mon blog
Publicité
Обзор инностранной прессы
25 novembre 2008

АСТАНА ОБЪЯВИЛА «ПУТЬ В ЕВРОПУ», И ТЕПЕРЬ ЕМУ

АСТАНА ОБЪЯВИЛА «ПУТЬ В ЕВРОПУ», И ТЕПЕРЬ ЕМУ  НАДО ПОДДЕРЖАТЬ СВОИМИ ЭНЕРГОРЕСУРСАМИ ЗАКАВКАЗЬЕ, МАЛУЮ АЗИЮ И БАЛКАНЫ 

     Казахстан через свою национальную нефтегазовую компанию «КазМунайГаз» все более и более связывается с Румынией, а также с другими балканскими странами, недавно вступившими в Евросоюз или надеющимися сделать это в недалеком будущем. Делается это так же, как в случае с Закавказьем, в частности с Грузией, посредством приобретения энергетических активов на местном рынке.

     Поэтому немудрено и то, что Румыния видит в той же Грузии что-то вроде моста, который связывает ее с Каспийским регионом и центрально-азиатским государством Казахстан. Впрочем, и та, и другая республика, несмотря на их принадлежность разным географическим регионам больше, по всей видимости, заинтересованы не в казахстанских инвестициях местную промышленность, а в получении возможности пустить экспортные потоки нефти из Казахстана через свою территорию и добиться, таким образом, от казахстанской внешней торговли посреднические дивиденды. У Грузии в этом смысле больше прогресса, так как казахстанская нефть уже транспортируется по следующим по ее территории маршрутам. А у Румынии такого рода замысел существует пока что лишь в форме проекта.

     Проект трубопровода  в направлении Констанца-Триест является прямым конкурентом трубопроводных проектов «Одесса-Броды-Плоцк-Гданьск», за которым присутствуют интересы Украины, Польши, а также Грузии и Литвы, и «Бургас-Александропулос», который осуществляют правительства России, Болгарии и Греции. Организаторы всех трех этих начинаний не скрывают того, что они в значительной мере рассчитывают на получение казахстанской нефти для транспортировки.

     Или, иначе говоря, - желания хорошенько заработать на экспорте нашего углеводородного сырья. Весь вопрос теперь же в том, что едва ли возможностей Казахстана вообще хватит для удовлетворения аппетитов всех трех этих трубопроводов. Конечно, можно привлечь еще российскую нефть для проекта «Бургас-Александропулос» и азербайджанскую нефть для проектов «Одесса-Броды-Плоцк-Гданьск» и «Констанца-Триест».

     Но основная надежда все равно возлагается на сырье из Казахстана. Причем Россия и Азербайджан, поддерживая тот или иной из этих проектов, также не скрывают своих намерений заработать на транзите. Транзитом же по их территории может пойти лишь казахстанская нефть. Поэтому, наверное, не удивительно, что процесс продвижения названных проектов сопровождается множеством закулисных интриг, о которых можно только догадываться.

     Всего лишь один пример. Прошлой весной, когда Кремль вел интенсивные переговоры с руководством Болгарии и Греции по заключению соглашения о строительстве нефтепровода Бургас-Александропулос и по запуску этой сделки, стала параллельно и интенсивно продвигаться идея реализации двух аналогичных проектов. За первым из них, предполагающим налаживание прокачки нефти по маршруту Одесса-Броды-Плоцк, стояли и стоят Украина и Польша. А за вторым, связанным с планами строительства и эксплуатации трубопровода Констанца–Триест, - Румыния, Сербия, Хорватия и Словения.

     Но что самое главное в данном случае – это то, что поборники всех трех этих проектов связывали и, как говорилось уже выше, продолжают связывать свои планы с казахстанской нефтью. Причем – в значительной мере.

     И вот что еще обращает на себя здесь внимание. Приходить эта нефть к расположенным на западном побережье Черного моря начальным портам названных трубопроводных проектов может, главным образом, через российский Новороссийск из Казахстана по трубопроводу КТК. То есть проходит она сначала по территории России. Следовательно, у проекта «Бургас-Александропулос» с российским участием шансы на то, чтобы заручиться поддержкой Казахстана, казалось бы, выглядят куда предпочтительней, чем у двух других маршрутов. 

     Но обращает на себя внимание то, что Астана в последнее время проявила предметный интерес и к участию в трубопроводных проектах как «Одесса-Броды-Плоцк», так и «Констанца–Триест».

     Причем в последнем случае все последнее время наблюдался очевидный прогресс. Особенно – в румынском направлении.

     В конце августа 2007 года «Ромпетроль», вторая по важности нефтяная компания Румынии, уступила 75 процентов своих акций «КазМунайГазу», открыв, таким образом, для казахстанской национальной нефтяной структуры доступ на европейский энергетический рынок. Так, во всяком случае, было объявлено в Европе. В частности же говорилось, что «КазМунайГаз», благодаря этой сделке, удваивает свои мощности по нефтеочистке и переработке сырья и получает доступ  к 630 заправочным станциям, которые принадлежат группе «Ромпетроль» и располагаются в семи европейских странах – от Грузии до Франции. Такие данные были указаны в совместном коммюнике двух компании.

     Но, конечно же, национальную компанию из далекой центрально-азиатской страны даже в Румынию, являющуюся одной из наиболее слаборазвитых государств Евросоюза, пустили не за красивые глаза. Указанный 75-процентный пакет был продан «КазМунайГазу» за 2,71 млрд. долларов. Сама же группа «Ромпетроль» в целом при переговорах по этой сделке была оценена в 3,616 млрд. долларов.

     Но и это, видимо, не все. Главное, что в рассматриваемом случае от Казахстана, если называть вещи своими именами, хотели, - это принятие страной обязательств по проекту «Констанца–Триест».

     Пока Астана по этому вопросу не пошла на уступки, сделка «Ромпетроля» и «КазМунайГаза» находилась на рассмотрении на предмет утверждения Европейской Комиссией по энергетике. Тянул с конкретным шагом казахстанская сторона. Тянула с утверждением вышеназванной сделки Европейская Комиссия.

     И вот в конце ноября 2007 года Астана на самом высоком уровне заявила о заинтересованности Казахстана в участии в проекте панъевропейского нефтепровода «Констанца–Триест».

    Этот нефтепровод планируется протянуть от румынского черноморского порта Констанца через Сербию, Хорватию, Словению к итальянскому порту Триест. То есть по пути казахстанской нефти в высокоразвитую Западную Европу доступ к ней должны получить почти все прежние балканские социалистические республики. Предполагается ввести этот трубопровод в эксплуатацию довольно скоро - в 2011–2013 годах.

     Почти сразу же после заявления Астаны по этому проекту Европейская Комиссия быстренько утвердила сделку о покупке «КазМунайГазом» 75-процентного пакета акций «Ромпетроля».  Следовательно, вопрос с обязательствами Казахстана по поставкам нефти в Румынию в настоящее можно считать уже решенным.

     Это также подтверждается сделанным 22 апреля нынешнего года при подписании вышеназванного соглашения заявлением Виореля Паласки, государственного секретаря в министерстве экономики Румынии, следующего содержания: «Мы обсуждали с представителями от Казахстана и Азербайджана, и они сказали, что они заинтересованы в том, чтобы быть, по меньшей мере, поставщиками в этом проекте, и даже инвесторами и участниками».

     Хотя тут еще называется и Азерайджан, всем понятно, что в основном речь идет об использовании Казахстана в качестве поставщика. Недвусмысленно подтвердил правоту такого вывода недавно, 17 ноября, в своем интервью электронному изданию «Today.Az», Сабит Багиров, бывший президент ГНКАР (Государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики). Он сказал: «Конечно, будет трудно обеспечить ресурсы» для таких «проектов без казахстанского участия».

     А в одном из материалов китайского информационного агенства «Xinhua» на такую тему прямо так и говорится: «Констанца-Триест» - одно из нескольких конкурирующих друг с другом трубопроводных предложений для транспортировки нефти из Казахстана через Черное море европейских потребительским рынкам».

Кайрат АМРЕЕВ

Publicité
Publicité
Commentaires
Обзор инностранной прессы
Publicité
Publicité